«Человеку свойственно ошибаться!» — это в равной степени справедливо и для организаций, по той простой причине, что все они состоят из обыкновенных людей, которым «не чуждо все человеческое». Другое дело, что ошибки организаций, как правило, влекут за собой гораздо более серьезные последствия и для фирмы, и для Компании, и для государства в целом.

Анализируя низкую надежность наших промысловых трубопроводов, неизбежно приходишь к заключению, что основа долговечности коммуникаций закладывается еще в самом начале, на этапе формирования заявки на закуп трубной продукции. Конечно, имеют место и ошибки проектирования, и брак строительно-монтажной организации, но доля этих причин в росте аварийности коммуникаций ничтожна, а при соответствующем контроле вообще сведена к нулю. Есть еще «заводской брак»,но он еще менее значителен: в подавяющем большинстве случаев отечественные заводы поставляют на рынок КАЧЕСТВЕННУЮ продукцию, т.е. трубы, полностью соответствующие заказу. Это проверено практикой. Считать виновником всех порывов трубный завод, конечно проще всего, но неразумно: достаточно ознакомиться с технологией и системой заводского контроля. Что остается? Только одно: заявка Заказчика на закуп трубной продукции. Именно от заказа зависят параметры трубы, которую в конечном счете получит эксплуатирующая организация. Но соответствуют-ли эти параметры (т.е. сам заказ) усовиям эксплуации? Этот вопрос остается открытым. Можно конечно ссылаться на проектную документацию, однако в любом случае заказ формирует собственник трубопровода и именно он должен быть заинтересован в получении надежной продукции, а не проектная организация.

В материалах, касающихся трубных сталей (https://klub63.ru/truboprovody/trubnye-stali_1/ и https://klub63.ru/truboprovody/trubnye-stali_2/), были отмечены ТРИ ключевых фактора, характерных для современного трубного рынка России:

  1. множество вариантов химсостава (марок сталей),
  2. отсутствие в ТУ информации о структуре металла (режимах термообработки),
  3. обобщенные описания назначения сталей, как-правило не соответствующие принятой промысловой терминологии.

Есть еще один фактор, препятствующий созданию надежной отечественнй трубной продукции и харакерный, по-видимому, именно для нашей страны: это взаимное недоверие нефтянков и трубников которое является следствием незнания специфики профессиональной деятельности друг друга в результате отсутствия прямого контакта между инженерно-техническими службами тех, кто делает трубы и тех, кто их эксплуатирует.

В итоге в своем стремлении получить качественые (=надежные) трубы, заказчик пытается диктовать изготовителю технические параметры, которым они, по его мнению, должны соответствовать, т.к. только в этом случае трубопровод будет надёжен в эксплуатации. Не взирая на явное отсутствие достаточных знаний в области металлургии и производства труб, нефтяные компании создают свои корпоративные стандарты (ТТ, ТТТ и проч.), и почему-то уверены, что именно такой подход позволит решить проблему аварийности трубопроводов. В итоге все «требования» заказчика сводятся дублированию типовых параметров заводских ТУ, но со своими «более жесткими» значениями. Парадокс ситуации заключатся в том, что требования заказчика (ТТ, ТТТ и т.п.) понятны изготовителю, но малопонятны самому заказчику. Поэтому любая необходимость согласовать по просьбе завода даже незначительные изменения в ТТ вызывает у заказчика раздражение, а зачастую и отрицательную реакцию. Другими словами: стандарты нефтяной Компании, направленные на повышение надежности трубной продукции, пишутся на «языке» и под производителя труб.

Естественно, что трубные компании с таким подходом вполне согласны т.к. для них это весьма удобно: всё перечисленное в ТТ просто переносится в тексты новых ТУ (разработанных исключительно (!) для данного заказчика), согласоваются его с ним, и готово- можно спокойно делать и продавать эти трубы. А что там будет в ними при эксплуатации — это не вопрос завода. Вполне логичная позиция завода-изготовителя в данном случае.

Таким образом, система формирования заказов на трубы в нашей стране построена сегодня под изготовителя, а не под потребителя. А между тем путь решения вопроса давно известен. Просто надо переложить задачу назначения прочностных, корозионных и иных технических параметров труб на плечи того, кто их изготавливает. Заказчику нужно изделие, способное в заданных условиях отработать заданное время в штатном режиме. Вот именно это и надо прописывать в заказе, а уже дело завода подобрать и изготовить такое изделие, прогарантировав его работоспособность. А из какого материала будет сделана такая труба — это заказчика вообще не должно волновать: хоть из дерева, если она будет работать без порывов требуемое время.

Таким образом, мы подошли к следующей формулировке: главная ошибка Заказчика заключается в диктате заводу технических параметров выпускаемой им продукции!

Надо требовать от изготовителя не технические параметры, а эксплуатацинную надежность изделия в заданных условиях (или диапазоне условий).

Могут возражать в духе того, что это невозможно для заводов т.к. такие заказы будут малого обьема, дороги или вообще приниматся ими не будут. Но поверьте: если нефтяники (может не все сразу, но крупнейшие компнаии) переформатируют свои заказы, то трубники очень быстро к ним адаптируются и будут разворачивать соответствующие исследования, искать, и, в конечном счете, находить то, что заказчику надо.

Министерство энергетики России, в силу очевидной заинтересованности государства, могло бы сыграть весьма серьезную роль в упорядочении всего вышеописанного процесса.

Что касается инфомационного наполнения и формы таких заказов, то обращайтесь, и Клуб окажет свою помощь, а также, проконсультирует по всем возникающим вопросам.

В наших следующих статьях мы рааскажем: как там за океаном организована безопасность трубопроводов; что такое «нефтяная школа России» и чем она отличается от аналога США и Европы; и почему их промысловые трубопроводы работают без порывов по 25-30 лет и это нормальный стандарт.

Следите за нашими публикациями!

Не копируйте текст!