Словарь Ожегова определяет «качество» как: «Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет от других и придающих ему определенность.» Если рассматривать это определение относительно трубной продукции, то КАЧЕСТВО это соответствие труб требованиям нормативно-технической документации (ГОСТ, ТУ и т.п.) на её изготовление. Именно так определяют этот термин производители и поставщики труб для нефтегазодобывающих компаний.

Однако заказчики труб — экспплуатирующие организации или дочерние общества нефтяных компаний — дают иное определение. По их глубокой убежденности КАЧЕСТВО это способность труб выполнять свою работу (перекачку жидкостей и газа) в штатном режиме в течение гарантийного периода эксплуатации, установленного либо Законом, либо договором поставки.

А вот НАДЕЖНОСТЬ — это уже продолжительность работы изделия до полного его разрушения под влиянием естественных факторов (коррозии например). По сути своей, НАДЕЖНОСТЬ труб является параметром выбора завода-изготовителя (=поставщика), а КАЧЕСТВО — параметром соответствия труб заказу и основанием для претензионной работы в течение гарантийного периода.

Качественная, но не надежная в данных условиях труба

Сегодня, именно в силу разночтений термина КАЧЕСТВО возникают многочисленные взаимные претензии, в результате которых никто никому не может ничего доказать: нефтяники периодически выставляют претензии к заводам по качеству труб в течение гарантийного периода, а трубники пытаются доказать полное соответствие аварийной трубы требованиям НТД или Заказа. В итоге, на фоне взаимного недовери, стороны остаются при своем мнении. А привлечение каких-либо «сторонних» организаций к расследованию инцидентов по-сути только запутывет дело, уводя вопрос, как правило, в область не имеющую конкретных решений. В подобных случаях вопрос решается либо непризнанием претензий заводами-изготвителями труб, либо (если заказчик входит в ТОП 5) — заменой определенного количества на аналогичную продукцию. Характерно, что при этом в суд практически никто не подает, очевидно понимая недоказуемость и претензий, и оправданий. И как следствие — на трассы продолжают поступать трубы с низкой эксплуатационной надежностью.

Но вот вопрос: можно-ли исправить эту, казалось-бы, патовую ситуацию? Ответ однозначный — можно!

Схематично, в обобщенном варианте, существующая сегодня практика от заказа и до получения труб выглядит следующим образом:

Как видим, схема прохождения заказа весьма сложна и многоступенчата. В процессе задействованы более 6 организаций и структур, при этом ЗАКАЗЧИК и ИЗГОТОВИТЕЛЬ — практически никак не контактируют, а ЗАКАЗЧИК не контролирует весьма важные этапы (выбор изготовителя, контактация, производство и т.п.). В случаях необходимости корректировки технических параметров заказа, весь процесс идет в обратном многоступенчатом направлении, поскольку никто, кроме эксплуатирующей организации (=заказчика) не в состоянии принимать какие-либо решения, да и не обладает такими полномочиями. Видимо, понимая это, и пытаясь хоть как-то исправить ситуацию, некоторые трубные компании создают дополнительную структуру (на схеме «Структура ХХХ..»), которая вроде бы должна осуществлять техническое взаимодействие с нефтяниками. Но опыт показывает, что для повышения надежности трубной продукции эффект от такой структуры равен нулю по причинам недостаточной (увы!) квалификации сотрудников и ошибочном месте её (структуры) размещения в общем бизнес-процессе (см схему). В целом такая промежуточная структура скорее нужна трубникам нежели нефтяникам, хотя и это спорный вопрос.

Итак: существующая сегодня система заказа и получения трубной продукции «срадает» следующим:

  1. Основной заказчик утранен от своего собтвенного заказа, не контролирует процесс и не видит закупаемую им продукцию вплоть до момента её поступления на трассу трубопровода. В итоге ему (заказчику) остается только констатировать инциденты в процессе эксплуатации и делать в общем-то бесполезные попытки поиска причин порывов на фоне не менее бесполезной претензионной работы с трубной Компанией.
  2. Отсутствие прямого контакта между заказчиком и заводом-изготовителем не позволяет оперативно и качественно регулировать технические требования заказа, а порой вовсе искажает информацию в силу той-же многоступенчатости процесса.
  3. Попытки трубных компаний создавать в своей системе промежуточные структуры «взаимодействия» еще больше усугубляют общую ситуацию по причинам описанным выше.

Пути решения данной ситуации мы приведем во второй части данной статьи.

Продолжение следует.

Не копируйте текст!